Виктор Рогоцкий: «Сейчас главная задача – не мешать бизнесу»!

28.10.2020

Виктор Рогоцкий: «Сейчас главная задача – не мешать бизнесу»

Руководитель рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности убежден, что правительство должно сосредоточить все внимание на кредитно-денежной политике государства.

— Виктор Викторович, поделитесь, пожалуйста, своим видением того, как сложившаяся в стране экономическая ситуация повлияет на топливно-энергетический комплекс РФ.

-По логике рыночной экономики, можно было бы только радоваться, что цены на углеводородное сырье резко упали, поскольку в России в основном электроэнергию и тепло производят из углеводородного сырья. И раз нефть подешевела вдвое, то цена гигокалории и киловатт-часа должна снизиться: топливная составляющая при производстве тепла – 60%, электроэнергии – около 17%. На практике это не произошло, т.к. у нас еще не совсем рыночная экономика, много еще ручного управления, и цены регулируются не прямыми рыночными механизмами.

— Энергетика часть экономики страны и, естественно, все негативные явления последнего времени жестко распространяются на нее и усиливаются тем, что государство регулирует тарифы в энергосекторе, энергетики сами не могут их менять, регулирование идет с запозданием, что естественно, сказывается на финансовом положении предприятий энергетики.

— Нет ли опасений, что такое положение дел может обрушить весь топливно-энергетический комплекс?

— У энергетиков особый вид продукции, он синхронизирован по производству и потреблению, мы не можем «складировать» Квт/ч да и Гкал.

Гарантирующие поставщики и генерирующие компании должны своевременно отлаживать закупаемые на рынке ресурсы, а получают деньги от потребителей со значительным опозданием. Разрыв покрывается только за счет кредитования. При рентабельности производства в районе 7-9% и банковских ставках по кредитам в 25-30% бизнес, в том числе и энергетика, долго не протянет. О каком развитии ключевой отрасли экономики может идти речь при таких условиях?! Как бы мы ни старались, как бы ни занимались вопросами энергоэффективности, энергосбережения, какими бы экономными ни стали, без дополнительных киловатт-часов, новых мощностей нам не прожить… В 60-70-е годы прошлого столетия, когда ежегодно в строй вводились до 20-ти гигаватт новых мощностей, электроэнергии все равно не хватало – спрос опережал предложение всегда. Сейчас – то же самое.

— Какой выход из сложившейся ситуации видится Вам?

— Правительство не должно мешать бизнесу. Вместе с Центробанком оно должно все свои усилия сосредоточить на стабилизации финансового положения и кредитно-денежной политике. Если в этой сфере будет наведен порядок, все остальные проблемы производители и энергетики решат.

— По экспертным оценкам, износ генерирующего оборудования в отрасли достигает 75-80%. А поскольку никто не может предсказать, как долго продлится нынешний кризис и как поведут себя валютные рынки, и какие еще гайки закрутит в отношении России Запад, получается, что большинство инвестпроектов энергетикам придется свернуть, латая самые глубокие дыры?

— Конечно, пояса придется затянуть… Хотя, если говорить об износе мощностей, то и до кризиса проблема была не только в деньгах. К примеру, вывести из эксплуатации устаревшую ТЭЦ, которая чадит, наносит колоссальный ущерб экологии, имеет крайне низкий КПД, не так-то просто, поскольку основная ее продукция – не электроэнергия, а тепло, которое нужно городу. И даже если в регионе появится новое, современное и супер-технологичное предприятие, не факт, что всю его мощность возьмет ОРЭМ. Просто потому, что практически очень сложно вывести из эксплуатации старую ТЭЦ и «заморозить» людей. Это так называемая вынужденная генерация. Тут, как вы понимаете, на первый план выходят вопросы социальные. И пока нет четкого плана развития энергетики, ясности по поводу ценовой политики государства в этом секторе, говорить о масштабном замещении изношенных мощностей трудно. Мало кто из инвесторов решится вкладываться в отрасль пока неясных перспективах…

— Может, стоит поменять правила игры, то есть пересмотреть существующую конструкцию рынка?

— В 2008 году РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование, считая свою миссию выполненной. Однако в ходе реформы многие вопросы не были решены. Это, например, перекрестное субсидирование, которое до сих пор тяжким бременем лежит на предприятиях. По экспертным оценкам его объем в РФ достигает от 60 до 100 млрд рублей – суммы колоссальные! И все мы понимаем, что без ликвидации перекрестного субсидирования о дальнейшей либерализации энергорынка речи попросту не идет. Тем не менее, самым важным достижением реформы электроэнергетики я считаю то, что монопольный бизнес был отделен от конкурентного. Создан оптовый рынок электроэнергии и мощности, появились энергосбытовые компании – продавцы, которые могут покупать электроэнергию на ОРЭМ по более выгодным тарифам и, соответственно, предлагать привлекательные условия своим потребителям. Если конструкция ОРЭМ, в основном, понятна и логична, определены правила игры: покупатель здесь должен предоставить финансовые гарантии, вовремя заплатить за товар, то на розничном рынке ситуация совершенно иная. Здесь сбытовые компании один на один против целой армии потребителей, среди которых очень много злостных неплательщиков. Так что нам очень серьезно придется дорабатывать законодательство в области регулирования розничного рынка. То есть ни в коем случае не менять существующую конструкцию рынка, а совершенствовать ее.

— Проблема неплатежей – общая для всех участников рынка. От нее в равной степени страдают и производители электроэнергии, и сетевики, и сбытовые компании. С начала кризиса ситуация обострилась: и без того невысокая собираемость платежей упала до 30%…

— Ничего удивительного. При нынешнем законодательстве потребитель может позволить себе не платить сбытовой компании за потребленные энергоресурсы практически безнаказанно. Судите сами: по нашим законам пени за прострочку оплаты составляют 1/360 ставки ЦБ – это примерно 9% годовых, а ставки по банковским кредитам сейчас, как мы уже говорили выше, 25-30% годовых. Плюс можно пропустить два срока платежей – те есть 60 дней. Только потом сбытовики могут обращаться в суд – это еще минимум месяц на разбирательства. Получаем 90 дней безо всяких платежей. А когда потребитель, наконец, получает повестку в суд, он бежит в банк и оплачивает долг за один месяц… Далее — всё по той же схеме. Законодательные инициативы по увеличению пени за просрочку платежа до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки платежа, а это уже почти 18% в годовом исчислении, наряду с другими новациями по укреплению платежной дисциплины, сейчас заложены в целый ряд законопроектов и находятся на рассмотрении в Государственной Думе, хотя вряд ли будут иметь должный результат при ключевой ставке ЦБ в 17% — кредитоваться за счет энергетиков все равно будет выгодно

— Получается замкнутый круг… Есть ли способ его разорвать?

— Должен быть закон прямого, жесткого действия. Срок платежа – не позднее 20 числа, и с этого момента начисляются пени в размере ставки рефинансирования Центробанка, увеличенные на коэффициент 2. Возможно, с каких-то потребителей придется требовать, как на ОРЭМ, финансовые гарантии. Тем не менее, и я в этом твердо убежден, одних только жестких мер для повышения платежной дисциплины недостаточно. Нужно поощрять добросовестных потребителей. Тем, например, кто платит исправно, нужно давать скидку на цену энергоресурсов. У крупного клиента, например, такая скидка может составить за год не один миллион рублей. Сами понимаете, что предприятие найдет, как распорядиться этой суммой. Часть, возможно, вложит в мероприятия по энергосбережению. Так что вовремя платить будет выгодно — и весьма.

— Какие задачи на весеннюю сессию ставит перед собой Рабочая группа Совета Федерации по энергетике?

— У нас запланировано очень много мероприятий. Безусловно, в центре внимания будет оценка влияния экономической ситуации на работу розничного и оптового рынка электроэнергии и мощности, мониторинг законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности. В списке важных вопросов — надежное энергоснабжение потребителей Крыма, обсуждение возможности и целесообразности отмены законодательных требований по проведению обязательного энергоаудита для некоторых категорий потребителей энергоресурсов, стимулирование рынка энергосервисных услуг. В конце мая мы проведем II Всероссийскую конференцию «Законодательные инициативы по укреплению платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов» и награждение победителей Всероссийской акции «Надежный партнер».

— Вы возглавляете Организационный комитет проекта «Надежный партнер». Почему Вы поддержали эту инициативу Энергосбытовой компании РусГидро, и какие задачи призвана решить акция?

— Организаторы и исполнители проекта делают великое дело, результаты которого принесут огромную пользу всей отрасли. «Надежный партнер» проводит огромную пропагандистскую работу среди всех участников рынка, заставляет их задуматься о проблеме неплатежей и на конкретных примерах показывает, почему лучше платить, чем копить долги. Для злостных должников расплата будет жесткой и неизбежной, а надежные и добросовестные партнеры получат преференции. Причем моральное поощрение, такое как занесение на всероссийскую доску «Надежный партнер», ничуть не менее важно, чем материальное. Хорошая репутация – один из основных китов успешного бизнеса во всем мире, недооценивать этот фактор нельзя. То же самое и с анти-рейтингами: рано или поздно недобросовестные партнеры прочувствуют в полной мере, какой ущерб нанесли своей деловой репутации, попав в «черный список». К слову сказать, те, кто не платит за энергоресурсы в принципе не заинтересованы в энергосбережении! Тут прямая связь: зачем сберегать то за что все равно не платишь? В числе участников проекта «Надежный партнер» мы уже видим ряд крупных энергетических компаний и как мы надеемся список далеко не окончательный и к проекту присоединятся и сетевые и генерирующие организации. Одним из основных направлений деятельности Проекта «Надежный партнер» в этом году станет получение обратной связи от бизнес-сообщества, мониторинг и оценка регулирующего воздействия на отрасль нормативных актов, оценка практики применения законодательства в регионах и конечно организация публичных обсуждений наиболее актуальных вопросов. Учитывая, что Совет Федерации – палата регионов, при разработке или рассмотрении законопроектов мы должны в первую очередь опираться на практику применения той или иной нормы в субъектах, оценку регионов, ведь именно им придется в конечном итоге исполнять нормы законов!

Беседовали Татьяна Ганьжина, Оксана Танхилевич

Внимание! При полном или частичном использовании материала — наличие прямой индексируемой ссылки на сайт www.nprating.ru обязательно!

Разработка сайта - webtronix