Законопроект № 892341-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики

27.10.2017

Законопроект № 892341-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики — внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. 

Внесение в Федеральный закон «Об электроэнергетике» изменений направлено на наделение Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики.
В соответствии с законопроектом Правительству Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.
Согласно законопроекту к числу указанных обязательных требований относятся требования к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в их составе, федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, требования к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития, требования к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики, к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику, требования к работе с персоналом в электроэнергетике.
По мнению Минэнерго России, принятие данного проекта федерального закона позволит создать правовые механизмы установления единых «правил игры» для участников отрасли, обеспечения стабильного функционирования и развития электроэнергетики, повышения надежности функционирования энергосистемы, безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики и надежности электроснабжения потребителей, модернизации электроэнергетики и внедрения прогрессивных технологий.
Наряду с этим, законопроектом совершенствуются механизмы осуществления государственного контроля (надзора) в электроэнергетике: контроль выполнения субъектами электроэнергетики требований надежности выведен из предмета федерального государственного энергетического надзора (далее — энергонадзор), осуществление которого предусмотрено статьей 291 Федерального закона «Об электроэнергетике».
Положения законопроекта уточняют предмет энергонадзора исходя
из различий между требованиями надежности и безопасности в электроэнергетике и существующем разграничении функций между Ростехнадзором и Минэнерго России.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить круг субъектов, в отношении которых осуществляется энергонадзор: согласно законопроекту к их числу наряду с субъектами электроэнергетики отнесены потребители электрической энергии.
Необходимо отметить, что согласно действующей редакции статьей 291 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъектный состав лиц, в отношении которых проводится энергонадзор, ограничен субъектами электроэнергетики. Вместе с тем в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, за указанной службой закреплена функция по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
Согласно статье 28 Федерального закона «Об электроэнергетике» обеспечение надежности и безопасности и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией энергетических установок потребителей электрической энергии, являются одной из основных целей государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики.
С учетом этого требует расширения указанный в статье 291 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъектный состав лиц, в отношении которых должны проводиться надзорные мероприятия.
В части проверок потребителей электрической энергии предлагается не осуществлять энергонадзор в отношении потребителей электрической энергии, владеющих энергопринимающими установками, используемыми для бытовых нужд, а также энергопринимающими установками, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт, присоединенных по одному источнику электроснабжения на напряжении до 1 кВ.
Электроснабжение потребителей, выводимых законопроектом из предмета энергонадзора, осуществляется по одному источнику электроснабжения, что соответствует третьей категории надежности электроснабжения. Принадлежащие им электроустановки не относятся к числу объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, и не требуют регулярного контроля со стороны государства в объеме мероприятий по энергонадзору.
Принятие проекта Федерального закона не повлечет возникновения расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета. 

Текст законопроекта № 892341-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики:

 

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об электроэнергетике» в части совершенствования требований

к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2010, № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011; № 1, ст. 13; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012; № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616; 2013, № 45, ст. 5797; № 48, ст. 6165; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 19) следующие изменения:

1) в статье 2 слова «и постановлений Правительства Российской Федерации» заменить словами «, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области электроэнергетики»;

2) в статье 3:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

«Единая энергетическая система России — электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором;»;

б) после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«электроэнергетическая система — совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общностью режима работы в непрерывном процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;»;

в) дополнить текстом следующего содержания:

«надежность электроэнергетической системы — способность электроэнергетической системы выполнять свои функции по производству, передаче, распределению электрической энергии (мощности) и электроснабжению потребителей в допускаемых пределах показателей качества электрической энергии и восстанавливать указанные функции после их нарушения;

устойчивость электроэнергетической системы — способность электроэнергетической системы сохранять синхронную работу электрических станций после различного рода возмущений;

энергопринимающая установка (энергопринимающее устройство) -находящиеся у потребителя электрической энергии установка, устройство, аппарат, агрегат, механизм или иное оборудование либо их комплекс, предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.»;

3) пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«3. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов в области электроэнергетики, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности
и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.»;

4) абзац девятый пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«регулирование частоты электрического тока и перетоков мощности, обеспечение функционирования противоаварийной
и режимной автоматики;»;

5) пункт 2 статьи 21 после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«установление обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;»;

6) в абзаце семнадцатом пункта 1 статьи 26 слова «в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики,» заменить словами «в том числе требований к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики,»;

7) в статье 28:

а) наименование изложить в следующей редакции:

 

«Статья 28. Государственное регулирование надежности
и безопасности в сфере электроэнергетики
«;

б) пункт 1 после слова «регулирования» дополнить словами «надежности и», после слов «являются обеспечение ее» дополнить словом «устойчивого»;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В состав мер государственного регулирования входят принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики, осуществление федерального государственного энергетического надзора, в том числе с привлечением в установленном порядке субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в пределах функций указанных субъектов, установленных настоящим федеральным законом или иными нормативными правовыми актами.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики, включают в себя:

требования к функционированию электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, входящих в электроэнергетические системы;

федеральные нормы и правила безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, входящих в электроэнергетические системы;

требования к устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития;

требования к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики;

требования к релейной защите и автоматике, включая противоаварийную и режимную автоматику;

требования к организации и осуществлению деятельности по обеспечению готовности работников субъектов электроэнергетики и работников потребителей электрической энергии к выполнению профессиональных функций, связанных с производством, передачей электрической энергии, оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Требования безопасности оборудования как продукции устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.»;

8) статью 291 изложить в следующей редакции:

«Статья 291. Федеральный государственный энергетический надзор

1. Под федеральным государственным энергетическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований безопасности объектов электроэнергетики, включая энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, а также деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе федеральных норм и правил, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

2. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих установок, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих установок, присоединенных по одному источнику электроснабжения, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт
с номинальным напряжением до 1000 вольт.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».»;

9) в пункте 8 статьи 38 слова «и релейной защиты» исключить.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Требования к обеспечению надежности и безопасности
в электроэнергетике, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих обязательных требований обеспечения надежности и безопасности в электроэнергетике, указанных в пункте 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

 

Разработка сайта - webtronix